ГРУППА КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 Группа казачьей направленности в нашем детском саду открыта в сентябре 2011 года. Работа в группе организована по образовательной программе, которая включает в себя региональный компонент:

- основы православной культуры;

- кубановедение;

- история кубанского казачества;

- фольклор;

- военно-прикладные дисциплины.

Основы православной культуры включают в себя такие формы работы как беседы по православию о праздновании церковных праздников, преподавание основ православия. Для этого к детям приглашается священник храма Святых Новомученников отец Евгений (казак Горлов).

Изучение кубановедения предполагает беседы на различные темы о родном крае, проведение экскурсий по памятным местам нашего города, в краеведческий музей, в музей под открытым небом Атамань и т.д. Также оформляются родительские уголки, проводятся вечера развлечений, организована кружковая работа и многое другое.

Военно-прикладные дисциплины включают в себя:

- показательные выступления казачат;

- встречи с воинами-интернационалистами;

- уроки мужества;

- рассказы и беседы о героях казаках и многое другое.

Работа с детьми по истории кубанского казачества связана с работой мини-музея казачества, который открыт в нашем детском саду. Организатор и хранитель музея педагог дополнительного образования Гуменчук Любовь Ивановна проводит с детьми различные мероприятия: беседы, фольклорные праздники, вечера развлечений и т.п.  Все эти мероприятия проводятся в национальных одеждах кубанских казаков и казачек и по традициям кубанского казачества. В разделе фотогалереи вы можете посмотреть фотографии, отражающие работу в этом направлении.

 

 

Проект

Ознакомление дошкольников с традициями и бытом казачества

 

Цель:   развитие речи, расширение кругозора, воспитание мировоззрения            на подлинных произведениях народной речи – устного народного творчества, подлинных предметах народного быта. Знакомство с приметами, особенностями родной природы; народного костюма; музыкальным фольклором, народными праздниками, обрядами и традициями.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества.
  • Познакомить с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, кухней.
  • Дать понятие о мудрой науке строительства избы, хаты, традиционном назначении и использовании каждой части жилья, повседневном и праздничном убранстве избы, народном костюме.
  • Дать понятия о традиционных качествах характера кубанского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.
  • Дать понятия о некоторых обычаях, праздниках, обрядах, традициях кубанского народа, о народном календаре.
  • Помочь через знакомство с избой понять, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных условиях.
  • Прививать ребенку интерес  и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно народных слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости народной речи.

Планируемые результаты.

 

  • Дети знают  особенности  жизни и быта казачества.
  • Сформировано желание беречь и охранять родную природу, любовь к родному краю.

 

  • О том, как ведется  хозяйство, знания предметов  деревенского быта, домашней утвари, кухни.
  • Об обычаях, праздниках, обрядах, традициях кубанского народа, о народном календаре.
  • Дети знают особенности народного костюма, музыкальный фольклор, народные праздники и традиции.

 

Формы работы:

  • Интегрированные занятия.
  • Экскурсии в музей казачьего быта («Избу»).
  • Занятия в «избе» со Сказочницей и Бабушкой-Загадушкой и Марьей-Искусницей.
  • Календарные праздники с элементами обрядовых действий с музыкальным сопровождением.
  • Посиделки, гуляния, театрализованные представления, связанные с народным календарем.
  • Театрализованная деятельность, основанная на народных традициях.
  • Концерты старших дошкольников, игра на народных инструментах.
  • Экскурсии в Краеведческий музей.

 

Подготовительный этап.

Для решения поставленных задач, необходимо объединение усилий всего коллектива. При  этом работа одного специалиста должна вытекать из проделанной кропотливой, планомерной работы другого. На  данном этапе создается творческая группа специалистов: музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительной деятельности. Творческая группа призвана работать в тесном контакте друг с другом.

Успешная реализация данного проекта во многом зависит от подготовленности педагогов. Прежде всего, важно заинтересовать этой работой всех специалистов, углубить знания педагогов. С этой целью в методическом кабинете оформляется выставка новинок методической литературы. Для знакомства воспитателей с методами работы проводятся консультации, обсуждаются выступления специалистов на педсовете.

Работа творческой группы начинается с разработки перспективного плана мероприятий, корректировки его на данный учебный год. К планам составляются конспекты занятий, сценарии, подбираются игры, атрибуты к ним, продумываются выставки, наглядный материал, шьются костюмы.

Основной этап.  

У каждого народа есть своя душа – вера, язык, традиции, праздники, обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа – жив и сам народ. Наш долг восстанавливать его добрые традиции – духовные и культурные, обратившись к устному народному творчеству – фольклору.

Из поколения в поколение передавались нам традиции от наших любимых бабушек, прабабушек,  дедушек и прадедушек, но самое главное все, что создавалось веками, мы это помним.

Зачем же современному маленькому городскому ребенку, привыкшему получать все в готовом виде, знать, как появилась та или иная вещь, тот или иной продукт в его доме или на столе, знать историю.  Скорее всего, затем, чтобы наши маленькие дети с раннего возраста, как и взрослые, в городских условиях привыкают жить одним днем, не задумываясь не только о прошлом, но и будущем.

Основой жизни русского человека было родное гнездо, дом – семья, заботы о завтрашнем дне, о жизни, о здоровье, о будущем наших детей, о будущем земли – кормилицы. Для того, чтобы понять, как жили раньше дети должны сами «побывать» в той обстановке, сами должны посмотреть «попробовать».

В нашем детском саду есть специально оборудованный музей народного быта – «Изба», которым  руководит   педагог дополнительного образования Гуменчук Любовь Ивановна. Она приглашает детей в гости и знакомит их с традиционной культурой. В музее имеется прялка, прядь, веретено, очень красивые рушники, скатерти, деревянная посуда, ухват, вышитые рубашки, половики, плетень, рубель. Прялка считалась очень ценным предметом т.к. приносила в семью доход. На вышитых полотенцах вышивались разные слова: «Хоть работа не хитра – за то память дорога», также вышивались цветы, голуби. Рассказывая детям о русской печи, говорим, что она выполняла несколько функций: в ней готовили, сушили продукты на зиму: грибы, ягоды, пекли хлеб, спали, лечились на печи, грелись, даже парились. Поэтому печь называли кормилицей

Дети с интересом слушают рассказы о жизни крестьянской семьи, как жили наши предки, какую пищу готовили, как выпекали хлеб.

Педагоги знакомят детей  с одеждой казаков и казачек, разучивают народные  игры, заклички, хороводы с пением, элементы танцевальных движений.

В детском саду проводятся «Дни открытых дверей». 

 

Заключительный этап.

Заключительным этапом общей работы являются обрядовые календарные праздники, интегрированные костюмированные занятия, в которых принимают участие все участники педагогического процесса.

Для закрепления полученных знаний педагоги могут организовать в группах уголки кубанского быта.

В настоящее время мы должны прививать детям любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, а именно Кубани, где мы живем. Уважительно и  с пониманием относиться к старшему поколению. Лишь только в этом случае наши дети станут носителями нашей духовной культуры.

  

 
Карта сайта